На главную страницу

Дельта реки Яна (экспедиция А-116)

 

Подробности

 

Разъяснения
для новичков


 

Вторая моя наземная экспедиция А-116 АНИИ, организованная в поселке Тикси, состоялась летом 1960 года.

АНИИ - Арктический Научно - Исслед. Институт

Экспедиция должна была осуществить промер глубин на акватории морского бара и бороздине протоки Главное Русло дельты р. Яна.

С конца мая 1960 года я работал в экспедиции ледовой авиационной разведки по Карскому, Лаптевых и Восточно - Сибирскому морям. Мы выполняли декадные облеты и наблюдали вскрытие устьевых областей впадающих в эти моря рек. По окончании воздушной экспедиции я получил распоряжение дирекции АНИИ следовать с острова Диксон, где мы завершили полеты, в пос. Тикси. Мне предписывалось подготовить и провести гидрологическую экспедицию А-116 в дельте реки Яна.

 

В промерных работах, вместе с нашей А-116, должен был участвовать отряд Ленского Бассейнового Управления Пути

В АНИИ для экспедиционных работ на реке Яна планировался сотрудник В. В. Иванов, который к моменту выезда в Арктику сказался больным. Я просил разрешения у дирекции отправится с Диксона в АНИИ, чтобы собрать все необходимое, но получил отказ. Мне сообщили, что "для участия в этой экспедиции из АНИИ уже вылетел в пос. Тикси гидролог Н. Я. Феоктистов. Он везет шлюпочный эхолот с аккумулятором, а всеми необходимыми приборами и оборудованием экспедицию обеспечит тиксинское АНИО".

АНИО - Арктическая Научно - Исслед. Обсерватория

В программу работ входило и геоморфологическое описание, поэтому в экспедицию должны были прибыть специалисты из НИИ Геологии Арктики.

Сборы экспедиции в Тикси оказались исключительно сложными и продолжались в течение всего июля. Приборы и оборудование собирали по всем организациям поселка и, естественно, они оказались не лучшего качества. Гидробаза нас обеспечила планово-высотным обоснованием района работ, АНИО - плавсредствами, приборами, климодеждой, палатками, РМЦ выделил недостающие приборы, морпорт заготовил сваи для водпоста, реперные трубы, печку типа «буржуйка» и т. д.

РМЦ - Радио - Метеорологический Центр

 

Точнее, в протоке Главное Русло дельты р. Яна.

И наконец-то, 27 июля, мы, как «белые люди», в легкой одежде, взошли на борт двухтысячного лихтера N 6, который в составе каравана судов должен был доставить нас в порт Нижне-Янск, в дельте реки Яна.

лихтер - несамоходное судно

мотор Л-12

Караван формировался под южным берегом о. Муостах и состоял из нескольких уже загруженных лихтеров. На выделенном нам АНИО вельботе находился в ремонте мотор, поэтому вельбот нам обещали дослать на Яну несколько позже. У причала Тиксинского порта в то время загружалась баржа МБ-26, поэтому на нее и были погружены ящики с нашими приборами и оборудованием. После загрузки указанную баржу подвели ко всем отстаивающимся у о. Муостах судам.

вельбот - лодка больших размеров

 

Караван вышел в море 30 июля. Был шторм. Шесть часов караван шел по бушующему морю. Наконец, из-за усилившегося ветра и невозможности отстоя судов у Янского бара, пришлось вернуться обратно, под берег о. Муостах. Здесь, по непонятным причинам, баржу с нашим экспедиционным грузом РБТ увел обратно в Тикси.

РБТ - небольшой буксир

Начальником промерной партии БУП работал тогда Р.  Охотников.

Можно представить наше беспокойство за груз! Среди прочего там находилось оружие - охотничьи карабины, ружья и малокалиберные винтовки - за утрату которых меня ждали большие неприятности. Кроме того, в Тикси с баржой ушли наши шубы, резиновые сапоги и другие вещи, без которых даже летом жить в Арктике затруднительно.

Вновь караван вышел на Яну первого августа, но уже без баржи с нашим грузом. В Нижне-Янск мы прибыли в тот же день и на лоцботе БУП под названием «Гидросевер» отправились в с. Юэдейна место базирования сборной экспедиции.

 

лоцбот

 

БУП - Бассейновое Управление Пути реки Лена.

 

 

 

У нас не было ни палаток, ни спальных мешков, так что ночевали мы на голых нарах в якутской постройке или, если повезет, в каюте лоцбота. Лишь через несколько дней злополучная баржа МБ-26 с нашим грузом пришла в Нижне-Янск в составе следующего каравана. Теперь перед нами была еще одна проблема - доставить груз из Нижне-Янска в Юэдей. Из-за того, что «Гидросевер» теперь оказался в ремонте, пришлось просить катер у директора местного рыбзавода.

Директор выделил нам катер с рулевым и мотористом. В Нижне-Янске мы погрузили в него экспедиционное оборудование и уже собрались отбыть в Юэдей. Тут к катеру подошел человек и сказал, что, мол, Налимова просят зайти в порт для дооформления документов. Рулевой катера попросил у меня разрешения на минуту переплыть на противоположный берег - якобы по делам рыбзавода. Я, естественно, разрешил, при этом Феоктистов вместе со мной сошел с катера.

Вернувшись из порта на место стоянки, мы увидели катер стоящим у противоположного берега. После нескольких часов ожидания и поисков возможности переправиться на правый берег реки, мы увидели, что катер направился к нам. Обрадовались мы рано - на середине реки катер развернулся и ушел вверх по течению. Наше негодование не знало предела: столько мучиться без необходимых вещей и вновь их потерять, возможно уже навсегда...

С попутной лодкой мы вернулись в Юэдей, где я доложил о случившемся директору рыбзавода. На это он сказал мне: "А не надо было отпускать!" Пропавший катер с сожженным двигателем через неделю привел в Юэдей буксир, следовавший на бар. Наш груз, находившейся в катере, оказался в полной сохранности. Мы ликовали!

бар - мелководный выход бороздины в море

Благодаря помощи, начальника выносного гидрометеорологического поста Юэдей В. Фанштейна, предоставлявшим нам 6-весельный ял, мы выполнили гидрологические работы на протоке Главное Русло у пос. Юэдей и, частично, в южной части борозды, ведущей к гребню бара.

На следующий день мы оборудовали свой палаточный лагерь. И тут начались новые проблемы с оборудованием. Оба эхолота, как партии БУП так и АНИИ, оказались в нерабочем состоянии (разряжены аккумуляторы, которые негде зарядить и др.). Принадлежащие партии БУП подвесные моторы «Москва» и «ЗИФ» были настолько ненадежны, что выход на них на акваторию бара, практически в море, был связан с риском для жизни. Лоцбот БУП, имевший осадку 1.6 метра не позволял в полной мере выполнять промерные работы на мелководье.

Жить на берегу северной реки и не иметь даже лодки - это больше чем бедность. Мы поняли это, прожив в качестве «безлошадных» в сел. Юэдей с 30 июля по 20 августа. Не имея плавсредств мы не только не могли проводить гидрологическте работы - даже приобрести продовольствие в Нижне-Янске было проблемой. Вдобавок, 20 дней мы вынуждены были питаться с сотрудниками отряда БУП. Пищу им готовил радист, получавший за эту работу полставки. Приготавливаемое этим «Маркони» варево до сих пор вспоминаю с содроганием (впервые я увидел, как бульон варят из непотрошеной утки).

 

 

На случай выхода из строя радиолага, на берегу и отмелях авандельты была разбита микросеть, планово привязанная к триангуляционному знаку Юэдей. На осушках и отмелях были намечены места для работы теодолитчиков – «засекаторов» судна, промеряющего глубины.

Наконец, в конце августа, в Нижне-Янск прибыл давно обещанный нашей экспедиции вельбот, и нам удалось начать промеры глубин. С приходом вельбота отношение к нашей экспедиции сразу изменилось в лучшую сторону, как со стороны работающих с нами сотрудников партии БУП, так и сотрудников выносного поста РМЦ и жителей пос. Юэдей. Мы могли - и стали - оказывать различные услуги окружающим. К примеру, первого сентября мы отвозили детишек из пос. Юэдей в школу в Нижне Янск. С долгожданным вельботом прибыл механик В.А. Сметанин, человек пожилой, но мастер на все руки. Один раз пообедав с нами, он предложил свои услуги в приготовлении пищи. По ряду причин сотрудники БУП отказались от его услуг, и экспедиция А-116 начала столоваться отдельно. Кулинарные способности В.А. Сметанина были выше всяких похвал.

Еще до нашего прибытия партией БУП был организован гидропост на острове Ярок. Пост обслуживался одним человеком, который производил наблюдения за уровнем воды и должен был обеспечивать, при помощи специальной аппаратуры, работу радиолага при обсервации судна выполняющего промерные работы.

 

Проба подвесного мотора после ремонта на р. Яна (слева Р. Охотников, справа Ю. Налимов)

 

В конце августа произошло чрезвычайное происшествие. Нарушилась радиосвязь с наблюдателем работавшем на о. Ярок. Из последних сообщений от него явствовало, что он болен - одиночество не способствовало его психическому здоровью. Добраться до о. Ярок на лоцботе можно было только морем. Море штормило, поэтому мы решили идти на вельботе протоками дельты, выйти в залив Куба и, переплыв его, пойти на орок. Отправились вдвоем, я и начальник БУП Р. Охотников.

Мы шли по побочным протока дельты и испытывали чувство первооткрывателей, ведь этими протоками, быть может, никто не ходил. Постянно из-под вельбота взлетали гуси и утки, на островах паслись небольшие стада оленей. На акватории залива Куба бушевал шторм, и наш вельбот, выйдя в него, на подошве волны начал килем биться о грунт. Мы направились в открытое море и, пройдя около получаса, вышли на глубину. Подойти к острову оказалось непросто. Все время приходилось работать наметкой, отыскивая проходную глубину; но все же через некоторое время мы достигли берега острова недалеко от гидрологического поста.

Охота - немалое подспорье в жизни экспедиционщика (тундра в дельте р. Яна).

Наметка - тонкий шест с разметкой по 10 сантиметров

 

Лагерь разбили в истоке протоки Правая на высоком берегу. Выполняли наблюдения за уровнем воды, измеряли расходы воды в истоках проток дельты.

Палатка наблюдателя была установлена в якутской постройке, от которой оставались только стены. У наблюдателя было огнестрельное оружие и мы не знали как он нас встретит. Решили подходить к входу в палатку тихо, быстро и с двух сторон. Вошли в палатку: молодой человек сидел за столом, на котором была установлена радиостанция, и что-то творил. Наш приезд он встретил без удивления, что подтверждало его заболевание. Смирительной рубашки не нашлось, поэтому мы собрали ножи, острые предметы и оружие, и решили спать по очереди.

Утром, выйдя из палатки, мы обнаружили, что шторм стих, нагон воды сменился сгоном, а наш вельбот, обсохший на берегу, лежит в пяти метрах от уреза воды. Пришлось взяться за лопаты и копать канал от вельбота к воде. Заболевший бегал по берегу и страшно радовался, наблюдая за нашей работой. Вдвоем нам все же удалось столкнуть в воду полуторатонный вельбот...

Только к вечеру мы двинулись в обратный путь. Глубины у о. Ярок еще уменьшелись по сравнению с предыдущим днем, поэтому фарватер приходилось отыскивать при помощи наметки с маленькой лодки. Свал глубин оказался далеко от острова. Возвращались домой морем через бар протоки Главное Русло. Больного отвезли в Нижне-Янск, а оттуда, на лихтере, отправили лечиться в Якутск.

В начале сентября в нашу экспедицию прибыли геоморфологи (сотрудники НИИГА). У приехавших не оказалось климатической одежды, а из приборов была лишь малая грунтовая трубка, которую они утопили при первом же погружении. Их дальнейшая деятельность сводилась к геоморфологическому описанию берегов.

10 сентября экспедиция, состоящая из сотрудников АНИИ и НИИГА перебазировалась из пос. Юэдей в вершину дельты р. Яна для продолжения гидрологических работ. В конце сентября экспедиция закончила работы. При сильном снегопаде мы совершили многочасовой переход от вершины дельты р. Яна в порт Нижне-Янск. Отсюда лихтер финской постройки в составе каравана судов доставил нас в порт Тикси.

геоморфология - наука о рельефе земной поверхности

НИИГА - Научно-Исслед. Институт Геологии Арктики

малая грунтовая трубка - приспособление для взятия проб грунта

 

 


 

Несмотря на все неурядицы, в этой сборной зкспедиции АНИИ А-116 (БУП-а, НИИГА) было выполнено:

- промер глубин от пос. Юэдей до свала глубин за гребнем бара протоки Главное Русло, найдена промерена и планово обозначена бороздина, ответвляющаяся от основной в западном направлении, но имеющая глубины в районе своего бара меньше чем у бара на ныне используемой борозде;

-съемка течений по длине всей борозды и прилегающей акватории;

-взяты пробы грунта и воды на мутность;

-измерены расходы воды в створе пос. Юэдей;

- получено распределение расходов воды по протокам в вершине дельты;

-даны рекомендации по улучшению судоходных условий на бороздине и баре протоки Главное Русло.

В период сбора и свертывания янской экспедиции мне пришлось взаимодействовать с начальником РМЦ Тикси Юрием Андреевичем Хабаровым (впоследствии он возглавлял Техническое Управление Росгидромета); директором АНИО к.г.н. Николаем Ивановичем Тябиным - впоследствии зам. директора ААНИИ; сотрудником АНИО Леонидом Александровичем Тимоховым впоследствии - д-м.н., главным научным сотрудником отдела океанологии ААНИИ; сотрудником АНИО Германом Исааковичем Барановым - впоследствии к-м.н. зав отделом ПОЛЭКС ААНИИ; сотрудником АНИО к.г.н. Нагулла Валиахметовичем Мустафиным - впоследствии зав.отделом океанологии ААНИИ; сотрудником АНИО Генрихом Васильевичем Алексеевым - впоследствии д.ф-м.н.зав. отделом взаимодействия океана и атмосферы ААНИИ; начальником тиксинского порта Михаилом Дмитриевичем Хейдером - впоследствии начальником тиксинского пароходства и др.

 

 

Ледовая авиационная разведка