Подробности
|
|
Разъяснения
для новичков
|
|
|
Ледовая авиационная разведка, в которой мне приходилось ежегодно
принимать участие в период с 1958 по 1976 год, была единственным
видом наблюдений, позволяющем получить ледовую информацию. Она
обеспечивала проход судов по трассе СМП,
а также заходы их в порты, расположенные в устьях сибирских рек.
|
СМП - северный морской путь
|
Особенно опасными по заторности районами
являлись устьевая область Лены, где при образовании заторов льда
ниже с. Кюсюр подтапливались пос. Кюсюр и Булун, а в
вершине дельты затапливался и в большей степени заваливался льдом
о. Тит-Ары, на котором расположен одноименный поселок. Часто
отмечались заторы льда в устье р. Яна, вызывающие подтопление
поселков Казачье, Кресты и Усть-Янск.
|
Самолеты ледовой разведки пользовались внеочередными услугами всех
авиапортов и посадочных площадок в Арктике. Наряду с этим имелись
базовые авиапорты. К ним относились Диксонский, Тиксинский и
Певекский, то есть те, в поселках которых размещались штабы
морских и речных операций и при них научно-оперативные группы.
Авиапорт Тикси был базовым для самолетов, занимающихся
обеспечением ледовой информацией морских судов и судов малого
каботажа в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском.
В задачи тиксинского порта, а в последствии и пароходства, входило
обслуживание морских судов, судов малого каботажа ЛРП
и СЯРП, перевозящих грузы в порты,
расположенные в устьях рек Хатанга, Анабар, Оленек, Лена, Яна,
Индигирка и, в отдельных случаях, Колыма. В весенний период одной
из задач по открытию ранней навигации была организация канала в
припае от морского порта в сторону
м.Муостах, который обеспечивал ранний проход судов из р. Лена.
В задачи ледовой разведки весной входили декадные облеты морей по
стандартным маршрутам и наблюдение за вскрытием устьевых областей
рек Сибири, для этого использовались самолеты ЛИ-2 и ИЛ-14. При
облетах предписывалось обращать особое внимание на образование
заторов и вызываемые ими затопления берегов и населенных пунктов,
а также затопление дельт рек (последние наблюдаются в годы
перемерзания морских баров или
продолжительных нагонов воды со стороны моря в период половодья).
|

Самолет ЛИ-2 полярной авиации перед вылетом на задание
(слева направо: бортрадист, второй пилот,
командир корабля Б. В. Ракитянский, директор АНИО Тикси Н. Н. Тябин, механик, ледовый разведчик
Ю. В. Налимов).

Самолет ИЛ-14 перед вылетом на разведку
(слева направо: Ю. В. Налимов, В. Комов).
ЛРП - Ленское речное пароходство
СЯРП - Северо - Якутское речное пароходство
припай - неподвижный лед, образующийся вдоль
берегов и связанный с ними
бар - коса, намытая рекой в море (или
озере), куда она впадает
|
Радиограмма в адрес директора АНИО Тикси
Н.И. Тябина, который тут же связался с командующим авиабазы Тикси.
|
Во время проведения ледовой разведки 14 июня 1961 г. мы обнаружили
затопление дельты р. Яна и пос. Нижне-Янск. Население отсиживалось
на крышах домов, а по улицам ходили катера. С борта самолета о
сложившемся положении была дана радиограмма
в АНИО Тикси, содержавшая рекомендации по возможному исправлению
ситуации. С авиабазы Тикси был выделен для
бомбометания стратегический бомбардировщик дальнего
действия ТУ-4.
|

Затопление пос. Нижне-Янск 14 июня 1961 года.
|
|
Самолет был оснащен шестью фугасными бомбами по 500 килограмм
каждая. Для бомбежки льда был выделен экипаж, возглавляемый героем
Советского Союза полковником Крапива. Прокладка курсов возлагалась
на штурмана - капитана Ю. Чупахина. В состав экипажа в
качестве гидролога ледовой авиаразведки включили и меня. Совместно
со штурманом, мы наметили на полетной карте место предполагаемой
бомбежки, и самолет вылетел на выполнение задания.
Бомбили с высоты 600 метров с замедлением,
и все бомбы попали в намеченное место.
|

Прототип стратегического бомбардировщика дальнего действия ТУ-4. С
аналогичного военного самолета выполнялась бомбежка льда на баре
протоки Главное Русло р. Яна.
с замедлением - на бомбах устанавливается
отсрочка взрыва, которая согласуется с высотой бомбометания
|
|
Я находился в блиссерной, откуда
наблюдал за разрушенем льда. Эффект был колоссальным: потоки воды
устремились в проделанный бомбами во льду «проран», и
вода начала спадать с затопленных территорий дельты.
|
блиссерная - по обоим бортам самолета ТУ-4
имелись прозрачные колпаки, именуемые блиссерами
|
Ли-2 N 04370
|
Самолет стал снижаться для осмотра результатов бомбометания.
Внезапно раздался страшный грохот непонятного происхождения. Из
пилотской кабины по линии связи мне предложили срочно прибыть в
штурманскую, где якобы находился мой парашют. Блиссерную с
пилотской кабиной связывала толстая труба, расположенная над
бомболюками. В трубе механик оставил болты, гайки, плоскогубцы и
гаечные ключи, что создавало неудобство для спешно перемещающегося
на коленях по трубе человека. С трудом по ней протиснувшись, я
оказался в штурманской, где первым увидел полковника - начальника
технического обеспечения базы Тикси. Полковник участвовал в полете
в качестве любопытствующего. Он спросил меня: "А вы прыгали с
парашютом?" и, получив отрицательный ответ, принял в товарищи
по несчастью.
Пилоты лихорадочно искали причину неполадок. Сомнения
прекратились, когда стрелок сообщил из хвостовой части самолета о
причине грохота. Оказалось, что оторвало антенную оттяжку и она,
вибрируя под напором ветра, билась о борт самолета. Оттяжкой был
разрушен руль поворота, обтянутый перкалем, что создало
затруднения при маневрах самолета и, особенно, во время посадки.
Тот вылет оказался последним для ТУ-4, по прилете в авиапорт Тикси
он был списан и поставлен на дальнюю стоянку, где я его видел еще
многие годы.
Ежегодно осенью в пос. Тикси наступала горячая пора. В памяти
моряков еще была свежа ситуация, связанная с окончанием навигации
1952 г., когда из-за внезапного «обвала холода» более
300 судов вынуждены были зазимовать в устьях рек бассейна моря
Лаптевых и на всем протяжении р. Лена. Поэтому суда
тиксинской приписки, ЛРП и СЯРП старались до наступления морозов
вернуться к местам плановой зимовки. Вспоминается один неудачный
вылет на ледовую разведку по заданию тиксинского пароходства в
октябре 1964 года.
Этот год был для меня неудачным. Из Ленинграда я вылетел
простуженным, в Тикси выяснилось, что самолета, на котором я
должен был выполнять ледовые разведки, нет. Мой постоянный
напарник, гидролог разведчик 1 класса Н. П. Ирецкий, с
которым мы работали последние годы, в 1963 г. погиб в
авиакатастрофе во время выполнения ледовой разведки на о.
Греэм-Белл (архипелаг ЗФИ). В связи с
этим мне в качестве второго гидролога был прикомандирован стажер,
молодой специалист, сотрудник АНИО
Тикси В. Раменский. Самолет Ли-2,
пилотируемый опытным летчиком Н. Н. Андреевым прибыл в
Тикси 29 сентября. В составе его экипажа мы выполнили пять облетов
устьевых областей рек и прибрежной части морей Лаптевых и
Восточно-Сибирского.
|
ЗФИ - земля Франца-Иосифа
АНИО - Арктическая Научно - Исслед.
Обсерватория
|
|
Однако вскоре у экипажа Андреева закончилась саннорма
и он улетел в Москву. На смену ему из Москвы четвертого октября
прибыл новый экипаж в составе: командира корабля А. А. Каша,
второго пилота В. К. Коротеева, штурмана
Д. Т. Белоусова, бортмеханика А. И. Шутяева и
бортрадиста Н. М. Арапова.
|
саннорма - в месяц разрешалось летать не
больше 90 часов
|
Накануне вылета мы с В. Раменским
отдыхали в пос. Тикси, а экипаж - на третьем участке
(в гостиница авиапорта).
|
Пятого октября мы в составе нового экипажа вылетели на
обследование замерзающих устьев рек Яна, Индигирка и Колыма, а
также прибрежных районов морей. Из за плохой погоды с 8-го до
11-го октября пришлось отсиживаться в авиапорту Чокурдах. За этот
период в устьевых областях рек Колыма, Индигирка и Яна образовался
ледостав.
Когда мы прилетели в Тикси, наш самолет встречал представитель
ленинградской кинохроники М. Футулкин. Он просил разрешения
произвести киносъемку вылета нашего самолета на ледовую разведку
13 октября. Кроме того, директор АНИО
Тикси В.И. Смирнов просил взять в очередной полет сотрудника
тиксинской обсерватории А. Чилингарова.
13 октября, в день вылета на ледовую разведку, члены экипажа - в
белых рубашках, при галстуках - готовили самолет к вылету и
ожидали кинохронику. К назначенному времени вылета сотрудники
кинохроники и гидролог-разведчик А. Чилингаров не явились.
Разведку начали с обследования Быковской протоки. На входе в
ленский каньон видимость оказалась ограниченной. Пришлось изменить
ранее намеченный маршрут, полетели обследовать замерзание
Оленекской протоки.
|
Самолет ЛИ-2 N 04370 перед вылетом на ледовую разведку 13.10.1964
(слева направо: бортмеханик А. И. Шутяев, бортрадист Н.М.Арапов,
командир корабля А. А. Каш, второй пилот В. К. Коротеев,
ледовый разведчик Ю. В. Налимов).
|
по данным п/с Терпяй –
Тумус
|
В районе с. Станнах Хочо самолет вошел в зону тумана, который
охватывал практически весь
прилегающий район. Решили набрать высоту эшелона и взяли курс на
устьевую область реки Анабар -- на мыс Хорго.
|
|
сеанс связи с авиапортом Косистый
|
Севернее указанного мыса находился следовавший в порт Тикси
буксир, который запрашивал штаб морских и речных операций о
ледовой обстановке. В нашу задачу входило обеспечение этого
буксира информацией на пути следования. Штурман сообщил командиру
корабля, что самолет находится у м. Хорго. Командир корабля А.А.
Каш решил подстраховаться и пять минут, не снижаясь, пройти в
сторону моря, а затем начать «пробивать» облачность.
Я в это время я сидел в салоне за гидрологическим столом. Второй
гидролог В. Раменский наблюдал обстановку в локатор, который
отбивал обычную для ледообразования в море картину. Бортрадист
Н. М. Арапов, закончив сеанс
связи, вышел в салон и сел в кресло у стола, расположенного
по правому борту самолета.
|
|
|
За моим креслом и креслом, где сидел В. Раменский, были
привязаны бочки с бензином. Мы возили их на всякий непредвиденный
случай. Самолет начал снижение и сразу «окунулся» в
сплошной туман, однако полет в тумане продолжался недолго.
Первый удар самолета о сопку показался мне не сильным. Я подумал,
что задели дутиком, и надеялся, что
нам еще удастся набрать высоту. У всех находящихся в салоне
одновременно мелькнула мысль о расположенном за спиной бензине. Мы
бросились на пол за бочками. Второй удар показался более ощутимым
и после него самолет с грохотом и скрежетом продолжал движение, но
уже по земле.
|
дутик - заднее, неубирающееся в фюзеляж
колесо.
|
|
После остановки самолета наступила зловещая тишина. Первым делом
мы попытались открыть дверь, чтобы иметь возможность выскочить из
самолета в случае возгорания. Дверь заклинило и она не
открывалась, тогда Арапов и я дернули ее так, что вырвали вместе с
петлями. Выйдя из самолета, мы увидели, что он лежит в распадке
между сопками. Одного мотора нет - отвалился при первом же
ударе самолета, второй мотор разрушен, и из него вытекает масло и
бензин. Вернулись в самолет - выручать находившихся в
пилотской кабине. Дверь из салона в пилотскую кабину прижало
вздыбившимся полом. Ухватиться за нее можно было только за
маленькую ручку, но, несмотря на это, нам удалось ее вырвать и
проникнуть к кабину.
|
Самолет ЛИ-2 N 04370 после падения
(слева направо: В. Коротеев, Ю. Налимов).
|
|
Кабина была в крови. Пилоты в момент второго удара самолета
локтями уперлись в окна. Но это им мало помогло: у А. Каша
была повреждена рука и оторвано ухо, у В. Коратеева разбито
лицо, у Д. Белоусова скальпирована голова, но больше всех
пострадал А. Шутяев. Он грудью сбил стойку
с надувами и лицом ударялся в приборную доску. Меньше всех
пострадали люди, находящиеся в салоне. У В. Раменского было
разбито лицо, у меня сломано три ребра, «сухим из воды»
вышел бортрадист Арапов, у которого были только ушибы.
|
стойка с надувами - стойка перед приборной
доской, на которой расположены рычаги управления моторами.
|
73027‘ с. ш.
115024' в. д.
|
Радиосвязь удалось установить не без труда. Связаться с кем-либо
по аварийным радиостанциям (на борту их было две) не удалось. К
счастью, оказалась в рабочем состоянии бортовая радиостанция,
которую мы «запитывали» от генератора-пускача. Нас
слышала радиостанция а/п Хатанга, но на наш SOS она отвечала, что
работает с самолетами, находящимися в воздухе. Нас услышала
какая-то иностранная радиостанция, которая и сообщила в эфир об
аварии и координатах места падения
нашего самолета. После этого нас уже слушали все радиостанции
авиапортов и полярных станций в Арктике.
|
Закрепление антенного троса переносных радиостанций (Ю. Налимов).
|
|
Ночью прилетел ИЛ-14, принадлежащий ВВС, сбросил медикаменты и
продовольствие. Было очень холодно. Механика и штурмана мы уложили
в имеющиеся на борту два спальных мешка, остальные «отбивали
чечетку» и затыкали дыры в разломах фюзеляжа самолета, в
которые задувал ветер со снегом.
На следующий день по радиосвязи нам сообщили, что к нам с
Косистого вылетает АН-2 на лыжах, пилотируемый К. Карагодиным.
Самолет АН-2 подлетел к нам в момент, когда волна тумана накрывала
наш распадок. К. Карагодин не видел подстилающую поверхность,
сквозь туман просматривались только наши головы и дым от дымовых
шашек. Последние нам с трудом удалось разжечь, чтобы обозначеить
наиболее подходящее место посадки.
Пилот мастерски посадил самолет, взял нас на борт, и высадил в а/п
Косистый. Здесь нас уже ожидал самолет ЛИ-2 на колесах, который
сразу же доставил нас в а/п Хатанга. Всех пострадавших поместили в
больницу.
В это же время из Москвы в Хатангу прибыла Госкомиссия по разбору
авиакатастрофы, которая провела опрос всех пострадавших, после
чего я и В. Раменский вылетели на ИЛ-18 в Тикси. Отсюда я,
вместе с сотрудниками научно-оперативной группы, работавшей при
штабе морских и речных операций в Тикси, вернулся самолетом в
Ленинград.
|
Попытка связи с "большой землей" при помощи переносных
аварийных радиостанций (слева направо: гидролог-разведчик В. Раменский,
бортрадист Н. Арапов).
|
|
|
После этой авиационной аварии я проработал на ледовой разведке еще
12 лет, и в осенний период а/п Тикси являлся для меня базовым.
|
Так выглядел самолет ЛИ-2 N 043370 несколько лет спустя.
|