На главную страницу



Подробности


Разъяснения
для новичков





Мое первое знакомство с Радио - Метеорологическим Центром (РМЦ) и Арктической Научно - Исследовательской Обсерваторией (АНИО) в поселке Тикси состоялось в апреле 1955 г. Экспедиция А-112 АНИИ, в которой мне довелось участвовать, прибыла из Ленинграда в Тикси для работы в дельте реки Лена.

АНИИ - Арктический Научно - Исслед. Институт

Исполняющим обязанности директора обсерватории в пос. Тикси был тогда Н. А. Корнилов

Перекат «Дашка», расположенный в месте разветвления Быковской протоки р. Лена на протоки Синицина и Исполатова, лимитировал по глубинам проход судов, так что на основе наших изысканий должны были быть составлены рекомендации по улучшению судоходных условий в районе переката.

Поселок Тикси в то время был небольшой и состоял из деревянных построек. Кирпичными были только здания Бакхетового завода. Здесь, в 13 цехе, мы и жили до 12 мая в ожидании экспедиционного груза. Кроме нас, пятерых сотрудников экспедиции А-112, здесь жили полярники, направляющиеся на зимовку на п/ст. Алазея.



Для доставки нашей экспедиции к месту начала изысканий, в экспедиции N 15 Арктикпроекта, работавшей в Тикси, был арендован трактор, тракторные сани, и два балка на санях.

Балок - бытовой домик

Подразделением Гидрометслужбы в Тикси был РМЦ. АНИО Тикси была подразделением АНИИ, который тогда относился к Министерству Морского флота. Экспедицию возглавлял капитан 3 ранга ГУСМП Г. П. Смирнов.

Санно-тракторный поезд вышел из Тикси 13 мая. Один из арендованных нами балков, по заверению хозяина, находился на берегу залива Неелова, где мы и должны были его подобрать. Балка на берегу залива Неелова мы не нашли, но начальник экспедиции решил не возвращаться в Тикси. Людей, остающихся на зимние работы в районе переката, он решил разместить не в балке, а в охотничьей избушке на мысе Туурур. Достигнув м. Туурур, мы нашли постройку в непригодном для проживания состоянии - в ней отсутствовали крыша, двери и окна... Тогда Г. П. Смирнов предложил двинуться на остров Малышева, где имелся сарай бакенщика. Достигнув о. Малышева, мы обнаружили строение размером три на три метра, со щелями между досок в стенах и до половины занесенное снегом. Однако, делать было нечего - пришлось сгружать экспедиционное оборудование и готовить сарай к проживанию отряда. Мы очистили "помещение" от снега, стены обложили нарезанными снежными брикетами, установили вырубленную из бочки печь и сделали дощатые нары.


Строение на о. Малышева (слева направо: Л. Г. Параничев, Ю. В. Налимов, Н. К. Дмитриев, Л. М. Российский).
13 мая 1955 года.


Санно-тракторный поезд с большинством сотрудников экспедиции, балком и санями ушел вверх по течению Быковской протоки на базу экспедиции к п/ст. Столб (ныне п/ст. Хабарова), чтобы подготовить плавсредства и гидрологические приборы к летним работам экспедиции на перекате.

На острове Малышева нас осталось пятеро: Н. К. Дмитриев, Л. Г. Параничев, Л. М. Российский – гидрологи, сотрудники АНИО, А. И. Никитин – рабочий, сотрудник АНИИ. Руководство работами возлагалось на Ю. В. Налимова - автора этих воспоминаний, работавшего в АНИИ. В программу работ отряда входила высотная увязка реперов на островах Малышева, Филиппа, Дашка и мысе Туурур; кроме того мы должны были наблюдать за уровнем воды, погодными условиями и характером вскрытия акватории переката «Дашка».



Слева: Ю. В. Налимов готовится к съемке ледовых явлений.
Справа: Ю. В. Налимов с удачной охоты на о. Малышева.


Жизнь людей протекала в работе и борьбе с лишениями днем и холодом ночью. Работы по высотной увязке постов давались с трудом. Старые нивелиры (взятые в ВАМУ на период экспедиционных работ) имели изношенные резьбы установочных винтов, так что каждый раз при смене стоянки приходилось тратить массу времени на их наладку.

ВАМУ - Высшее арктическое морское училище


Вдобавок, у меня и Параничева в ходе нивелировочных работ случился солнечный ожог глаз, что, конечно, тоже задержало нашу работу.

В конце месяца нас посетил трактор экспедиции с Чайтумуса и привез нам два балка.

А тем временем вскрытие переката приближалось. В начале июня рост уровня воды был незначительным, однако к концу первой декады он начал бурно расти, затапливая берега нашего острова. Пытаясь спасти экспедиционный груз, мы перевозили его на лодке в более высокие части острова и загружали в балки. Уровень воды продолжал расти. На затопленной части острова уже наблюдались местные ледоходы. 12 июня в верхней части переката начался ледоход, он создал на песках о. Филиппа движение ледяного вала в нашу сторону. Движение льда сопровождалось страшным грохотом, вал быстро приближался к острову Малышева.

Собрав документы, продовольствие, ценные приборы, ружья и боеприпасы, наша группа, с собакой Каштанка и ее тремя щенками, высадилась при помощи лодки на взломанный лед и двинулась в сторону коренного берега к мысу Туурур. Погода нам не благоприятствовала. Моросил дождь, видимость была крайне ограничена, и направление приходилось выдерживать при помощи ручного компаса. Лед, по которому мы шли, был битый, мелкобитый, а местами превращался просто в ледяную кашу. Шли в связке. Последним шел Л. Российский, которого освободили от рюкзака, но, несмотря на это, он переодически проваливался под лед. Мы все время останавливались, чтобы вызволить его из воды, что задерживало наше продвижение к спасительному берегу.

Тем временем шум от движения льда становился все громче. Подойдя к протоке Синицина, по которой двигался сплошной ледоход, мы поняли, что наши старания были тщетны - попасть на коренной берег здесь было невозможно. Пришлось сменить курс: мы двинулись в сторону острова Дашка, предполагая затем пойти на м. Быков.

Недалеко от острова Дашка погода разгулялась, выглянуло солнце, и мы сделали привал. Только здесь мы заметили, что с нами дошла лишь собака Каштанка - все ее щенки погибли.

За о. Дашка в Быковской протоке лед был разломан на большие поля, так что двигаться стало легче. Однако идти было еще далеко, мыс Быков был виден только в бинокль. К ночи, обессилившие, мы подошли к поселку м. Быков, от которого нас отделял обширный водяной заберег. Чтобы привлечь внимание людей на берегу, пришлось стрелять из охотничьих ружей. Вскоре к нам подошли на катере и доставили всех на берег.

В поселке нас приютил в помещении каталажки комендант поселка лейтенант Халиков. Всяческую помощь нам, как пострадавшим, оказывал директор рыбзавода А.И. Землянский. По окончании ледохода 18 июня, когда Быковская протока очистилась от льда, наш отряд на катере рыбзавода доставили обратно на остров Малышева.

Остров оказался завален льдом, высота навалов в отдельных местах была больше двух метров. Сарай, в котором мы жили до ледохода, был уничтожен льдом, а мачта бакенщика (бревно диаметром 25 см вмороженное в вечную мерзлоту, на котором он поднимал знаки глубин на перекате), оказалась срезана льдом заподлицо.

22 июня на о. Малышева на катере прибыли и все остававшиеся на базе участники экспедиции.

Частые купания во время перехода с о. Малышева на м. Быков кончились для Л. Российского трагически. Он застудил спинной мозг, заболел рассеянным склерозом и через некоторое время скончался.

Таким мы нашли о. Малышева по возврищении на него после ледохода




В. И. Жарков производит гидрологические работы (взятие проб воды на мутность).

Мареограф "Валдай" близ о. Дашка. Ю. Налимов меняет ленту.

Жизнь на гидрологическом посту на о. Дашка. Ю. Налимов за хозяйственной работой.

За период экспедиции на перекате «Дашка» в Быковской протоке р. Лена с мая до середины сентября были произведены следующие работы:

- высотная увязка реперов между островами Малышева, Филиппа, Дашка и м.Туурур;

- гидрометеорологические наблюдения, включая измерения расходов воды, скоростного поля потока, температуры, мутности и химического состава воды;

- установлены репера на песках о. Филиппа, м. Туурур, о.Дашка, о. Малышева;

- выполнен промер глубин на акватории переката;

- разработаны рекомендации по улучшению судоходных условий на перекате.

В периоды подготовки и завершения экспедиции А-112 АНИИ. в дельте р. Лена мне пришлось общаться с сотрудниками АНИО и РМЦ поселка Тикси - замечательными людьми, истинными учеными - исследователями: Николаем Петровичем Булгаковым – впоследствии академиком Украинской Академии Наук СССР, зам. директора Гидрофизического НИИ в г.Севастополь; Дмитриевым Николаем Кузьмичем – впоследствии сотрудником ААНИИ и Советской Антарктической экспедиции (РАЭ) и более 13 раз ее участником; Николаем Александровичем Корниловым – впоследствии к.г.н., начальником многих экспедиций в Арктику и Антарктику, зам. директора ААНИИ; Борисом Андреевичем Крутских-впоследствии д.г.н., директором ААНИИ; к.г.н., директором АНИО Тикси Василием Павловичем Мелешко-впоследствии ст. науч. сотрудником ААНИИ; Львом Георгиевичем Параничевым – впоследствии научным сотрудником севастопольского НИИ; Юрием Андреевичем Хабаровым начальником РМЦ Тикси – впоследствии начальником Технического управления, членом Коллегии ГУГМС.

Лагерь эксп. А 112 на о. Малышева (на втором плане хлебопекарня и столовая. Вдалеке - жилые балки).

Сотрудники эксп. А 112 на м. Туурур. Слева направо: В. Князев, Ю. Налимов, Н. Дмитриев.

Подготовка к промерным работам на перекате "Дашка"


Дельта реки Яна